zementbomber (zementbomber) wrote,
zementbomber
zementbomber

Categories:

Легенды "Вильгельма Густлова"

(Посвящается русскому "патриотическому скотобыдлу" - и ему подобным.))

Вокруг круизного лайнера, а в годы WWII - вспомогательного судна Кригсмарине "Вильгельм Густлов" (сейчас принято писать - "Густлофф" - но автор придерживается олдскульной традиции)) и командира потопившей его 30 января 1945 г. ПЛ С-13 капитана 3-го ранга (тогда, впоследствии - понижен в звании) Александра Ивановича Маринеско - наворочены тонны разного цвета (и "белой" и "черной"), кхм... - ну пусть будет - фигни - еще с того самого 1945 года.

Ниже - краткий комментированный обзор ряда из этих мифов.

1. "Атака века". Безусловный TOP №1 в "Специальной Олимпиаде памяти "Вильгельма Густлова".
А вот нифига! "Атака века" - это потопление тяжелого авианосца поддержки "Синано" полным водоизмещением 71890 т ПЛ SS-311 "Арчер-Фиш" Тихоокеанского Флота Соединенных Штатов под командованием лейтенант-коммандера (капитан-лейтенанта по-нашему) Джозефа Инрайта 29 ноября 1944-го. "Густлов" с его 25484 брутто-регистровыми тоннами - тихо-скромно курит в сторонке. Были и другие корабли большего, чем "Густлов" водоизмещения (линкоры, тяжелые авианосцы), потопленные ПЛ Кригсмарине и U.S. Navy. А крупнейшее небоевое судно, потопленное ПЛ за всю их боевую историю - знаменитая "Королева Атлантики" "Лузитания" тоннажем 31550 брутто-тонн. И было это еще в седом 1915-м. А весьма сомнительная "честь" установления данного "рекорда" - принадлежит командиру ПЛ U-20 Кайзерлихмарине капитан-лейтенанту Вальтеру Швигеру.

2. Утопив с "Густловом" over 100500 тыЩ фашистских офицеров-подводников - Маринеско не позволил Рейху взять реванш в Битве за Атлантику. Некоторые - вообще доболтались до того, что "Маринеско спас от разгрома Англию" (!!).
Ну что тут сказать?? Во-первых - на момент потопления "Густлова" - военное и политическое положение Рейха, его единственного союзника - Японской Империи - и его сателлитов - было настолько тяжелым и безнадежным, что спасти Рейх от полного поражения - не мог никто. И - ничто. Даже нарисованный в одной доставляющей военной альтернативе ядерный удар немцев по Москве, Лондону и Нью-Йорку одновременно. И даже если бы в ходе такого удара были успешно утилизированы в утиль и Маршал Советского Союза тов. Джугашвили-Сталин и Маршал Королевских Воздушных Сил Mr. Черчилль.

Во-вторых. На борту "Густлова" - находились примерно 1300 чел. персонала 2-го отделения (бригады) 2-й учебной дивизии ПЛ и 918 кадетов (курсантов) младших групп этого отделения. Даже если предположить, что все они погибли (что не так), а в случае, если бы уцелели - могли быть немедля обращены в полном составе на комплектование экипажей ПЛ (что тоже не так) - такого количества моряков хватило бы на укомплектование экипажами всего 38-ми ПЛ XXI серии. Лодки эти были чуть более, чем прекрасные. Вторые в Мире на тот момент по ТТХ (на первом месте - тогда были тоже немецкие ПЛ - но XVIII серии - с турбинами Вальтера). Однако любому здравомыслящему человеку понятно, что такое смешное - по меркам оперативной обстановки на Атлантическом театре войны в 1944-1945 гг. - количество ПЛ - ни в коей мере не могло даже существенно повлиять - не говоря уже о том, чтобы переломить! - на ситуацию на этом театре. Тупо количественное и качественное превосходство противолодочных сил Союзников было слишком велико. И тупо проворство торговых верфей США, Великобритании и Канады - достигло тогда уже такого уровня, что "войну с тоннажем" уже не удалось бы выиграть даже в близких к идеальным для такой войны оперативных условиях 1941-го - первой половины 1942-го гг. (возврат к каковым условиям - был невозможен даже теоретически).

Дополнение: во Всемирной Паутинке, СМИ и литературе - можно встретить утверждение, что на борту "Густлова" находились 3700 офицеров-подводников. Эта инфа восходит к сообщениям шведских и финских радио и газет в середине февраля 1945-го. С какой среднепотолочности была взята журналистами эта цифра - история умалчивает. Впрочем - советский "историограф №1" по "Густлову" и Маринеско - Виктор Степанович Геманов - в 2010-м договорился до того, что вместе с "Густловом" - "отправились кормить рыбок" уже аж 10 тыс. офицеров-подводников Рейха. Хотя в 1991-м - сам же писал о чуть более 3800 всех (а не только офицеров) подводников Кригсмарине на борту корабля. "Чем дальше в Лес - тем толще Партизаны"...

3. Гибель "Густлова" - крупнейшая по числу жертв морская катастрофа едниничного судна в истории флотов.
А вот этого - никто не узнает уже никогда в нашем Несовершенном Мире. Тупо неизвестно количество людей на борту этого корабля в момент гибели. Судовой список говорит нам о принятых на борт 6470 чел. + 173 чел. экипажа. Также известно, что людей на борту было реально больше. И намного больше. Но насколько? ХЗ... Все позднейшие "точные" оценки - чистейшая "филькина грамотка". И да - сколько на борту "Густлова" было детей - даже грубо приблизительно никто не считал. Хотя ясно - что много. Просто в силу того, что их эвакуации в рамках операции "Ганнибал" - отдавался высший приоритет. Официально - погибшими при гибели корабля считаются 5348 чел. Это меньше, чем погибло вместе с торпедированным знаменитой ПЛ Л-3 транспортом "Гойя". С ним ушло на дно не менее, чем ~6 тыс. чел.

Ну и следует, конечно, заметить, что если "строго по-академически" - гибель "Густлова" и "Гойи" - НЕ есть морские катастрофы. Поскольку целенаправленное уничтожение судов в ходе боевых действий - в эту категорию не попадает. Крупнейшей по числу жертв морской катастрофой в строгом смысле этого слова - в настоящее время является гибель филиппинского морского пассажирского парома "Донна Пас" в декабре 1987-го. Тогда только на пароме погибло 4377 чел. + почти весь экипаж танкера для перевозки жидких химических продуктов "ВиктОр", с которым "Донна Пас" имела несчастье столкнутся.

4. После гибели "Густлова" - Маринеско был официально объявлен "личным врагом Фюрера и Рейха", а в Рейхе был объявлен трехдневный траур.
Тут обычно ссылаются на заявления участника Великой Отечественной войны, капитана 1 ранга некоего В.П. Анисимова, который утверждал, что в первых числах февраля 1945 г. - он держал в руках и читал немецкие газеты "Фёлькишер Беобахтер" (нацистский аналог "Правды") и "Дас Шварце Корпс" (то же самое говно, только уже специально для членов SS и военнослужащих Ваффен-SS), в которых, якобы, официально сообщалось об объявлении в Германии трехдневного траура по поводу гибели "Вильгельма Густлова". Но номеров этих газет с указанным сообщением - больше никто из советских историков и журналистов "почему-то" не видел. Когда же вокруг имени Маринеско в 1988 г. "поднялась волна" ("хайпа" - как сказали бы сейчас), вызванная статьями, опубликованными в газетах "Известия" и "Страж Балтики" ("главная газета" дважды Краснознаменного Балтийского Флота), тогдашний зам. министра обороны СССР - Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин - приказал сотрудникам Исторической группы Главного штаба ВМФ "разобраться в вопросе". После чего из штаба в Государственный Архив ГДР в Потсдаме послали официальный запрос.

23 марта 1988 г. из Потсдама был получен ответ, в котором сообщалось, что данные о том, что Маринеско считался личным врагом Гитлера и что 30 января 1945 г. в Германии объявлялся трехдневный траур, не подтвердились. Одновременно исследовались материалы и из советских архивов и библиотек (включая трофейные немецкие периодические издания). Нигде о трауре и "личном враге Гитлера" - не было обнаружено ни слова. Для сравнения просматривались те же газеты и журналы, выходившие в период Сталинградской Битвы. По завершении которой в Рейхе действительно был объявлен трехдневный траур - о чем официально - крупным шрифтом на первой странице - сообщалось во всех без исключения тогдашних немецких периодических изданиях. Но ни 30 января 1945-го ни позже - ничего подобного не случалось.

5. Подвиг Маринеско - в СССР замалчивался вплоть до наступления "Гласности".
Вранье level 80. Впервые ТС развернуто прочитал об атаке "Густлова" - будучи октябренком брежневских лет в изданной вполне массовым тиражем книге "Глубинный Дозор" 1978-го года. И да - фамилия капитана С-13 - там тоже фигурировала.

6. Маринеско незаслуженно обошли званием Героя Советского Союза, и только 5 мая 1990-го "справедливость была восстановлена добрым дядей Горбачевым под двавлением неравнодушной общественности".
В этой слезоточивой истории - верно только то, что Маринеско действительно стал (посмертно) Героем Советского Союза 5 мая 1990-го. И случилось это действительно "под давлением общественности".

А сермяжная правда - в том, что Герой - это - по замыслу награды - были не только результаты. Это должен был еще быть и образец для подражания. "Ребятам всем пример - Юный Пионер" так сказать. Только "пионер" взрослый. Маринеско же - на роль "примера" - не тянул чуть менее, чем никак. Служебная халатность, пьянство, бытовая распущенность (нет - лично я тоже - человек тоже чуть более чем распущенный - но ведь не претендую ни на Order Orła Białego, ни на звание Героя Украины)... Чего стоит одно "художество" с перевозкой личного "фордика" на палубе своей подводной лодки из Финляндии! Ну и да - по мнению и его командира дивизиона, и командира бригады ПЛ Балтфлота, и по мнению начштаба Балтфлота - и лично Маринеско и экипаж лодки - были подготовлены откровенно не айс.

Впрочем - второй орден Красного Знамени - Маринеско за "Густлов" и "легкий крейсер типа "Эмден" (в реальности бывший вооруженным транспортом "Генерал Штойбен") - Маринеско тогда таки получил. Кстати. в официальной иерархии советских наград - этот орден - таки да - стоял выше ордена "Победа". Хотя и сильно уступал ему по престижности.

Ну и (7) свежий миф - что "Вильгельм Густлов" не был учебным кораблем. Ога. Внезапно - учебный корабль - это не только "что-то под парусами для мореходки". Учебными - и сверхдредноут и тяжелый авианосец вполне могут быть (и реально бывали). А если совсем серьезно - "Густлов" во 2-й дивизии подплава Кригсмарине - совмещал сразу ряд функций: штабного корабля, плавучих учебных классов, плавучей казармы, плавучего лазарета. А еще - был включен в систему ПВО ВМБ Готенхафен (до октября 1939 г. и ныне - польская Гдыня) - ибо нес на борту МЗА. Хотя никаких приписанных ему "знатоками" навроде уже упоминавшегося тов. Геманова "счетверенных 88-мм автоматических зениток" - на его борту, конечно, не было. Таких ЗАУ - вообще никогда не существовало в природе.

Мой Канал в Яндекс.Дзен

Tags: wwii, БФ, Балтийский флот, Балтийское море, Балтийском море, Балтика, Балтике, ВМС, ВМФ, Великая Отечественная война, Великой Отечественной, Великой Отечественной войны, Вильгельм Густлов, Вильгельм Густлоф, Вильгельм Густлофф, Вильгельма Густлова, Вильгельма Густлофа, Вильгельма Густлоффа, Германия, Герой Советского Союза, ДКБФ, КБФ, Кригсмарине, Маринеско, ПЛ, С-13, СССР, Советский Союз, армия, атака N1, атака века, атака №1, бригада, бригады, война, война на Балтийском море, война на Балтике, война на море, войны, войны на море, вторая мировая война, второй мировой, второй мировой войны, германский, дважды краснознаменный Балтийский флот, истории, история, корабль, краснознаменный Балтийский флот, лайнер, морская война, морской войны, немецкий, подводная война, подводная лодка, подводник N1, подводник №1, подводники, подводников, подводной войны, подводной лодки, подводных лодок, подводных сил, подлодка, подлодки, рейх, субмарина, субмарины, судно, флот
Subscribe

promo zementbomber november 4, 12:59
Buy for 10 tokens
Промо-блок этого Блога - еще свободен. Пока что)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment