zementbomber (zementbomber) wrote,
zementbomber
zementbomber

Categories:

Авиация и авиапром Российской Империи, которые "мы потеряли": ответ на апокрифЪ

Ознакомившись с симЪ: Авиация России, которую мы потеряли репостом Камрада yu_dzin (оригинал на Яндекс.Дзен - тут: Авиация России, которую мы потеряли) - возникло сильное желание "вставить свои "пять копеекЪ" - благо, я всегда как военный историк и журналист - был прежде всего историком авиации и авиационным журналистом, а в 1995-1997 гг. - еще и работал в центральном аппарате Министерства, отвечавшего тогда за весь ВПК Украины.

ИтакЪ - начнем-сЪ:
Главный парадоксЪ (сознательно или по простому незнанию игнорируемый и "совкофаперами" и "булкохрустами") - состоит в том, что в течении всей Империалистической (Первой Мировой) войны - отставание авиации и авиационной промышленности Российской Империи - не сокращалось, а нарастало. Причем нарастало стремительно. Причем - все стремительней и стремительней.

Т.е. - Военно-Воздушный Флот (далее - ВВФ) Русской Армии и Морская авиация и воздухоплавание Российского Императорского Флота - конечно росли и количественно, и качественно, и организационно. Росли и производственные мощности, и технологический уровень, и количество и квалификация персонала авиационной промышленности Империи. Все это - безусловно так. Но! - "фишка" в том, что и Воздушные Силы и авиапром как главных союзников (Франции, Британской Империи, Италии), так и главных противников ("Второго Рейха" - "кайзеровской" Германской Империи - и Австро-Венгрии) России в той войне - росли еще быстрее. Причем - в разы быстрее. В Великобритании, Франции и Германии - в буквальном смысле на порядок (в 10 раз) быстрее.

Если в войну Россия вступила, имея крупнейший в Мире ВВФ, насчитывавший после завершения мобилизации 244 военных самолета (включая учебные; для сравнения - Франция располагала 156-ю самолетами, Великобритания (без доминионов и Индии) - всего 56-ю военными самолетам - а ведь у России уже была еще и морская авиация - пусть и немногочисленная!), то к 1917 г. - ситуация изменилась более чем кардинально.

С начала войны по конец 1917 г. (по ст.ст.) - авиапром России произвел 5012 самолетов и 1511 запасных авиадвигателей.
Авиапром Великобритании (опять же - без доминионов и Индии) - 55 тыс. самолетов и 41 тыс. авиадвигателей.
Франции - 51.1 тыс. самолетов и 93.1 тыс. авиадвигателей.
Германии - 46 тыс. самолетов и 40.2 тыс. авиадвигателей.
Правда, для трех последних стран эта статистика охватывает период не до конца 1917-го, а по 11 ноября 1918-го. Но при таком разрыве в объемах производства - понятно, что общей картины это сколько-нибудь существенно не меняет.

Суммарная месячная производительность русских самолетостроительных заводов составляла в декабре 1916 г. всего 215 самолетов. В июне 1917 г.(исторический максимум до Октябрьской Революции) - 352 самолета.

Суммарная месячная производительность русских авиамоторных заводов составляла в декабре 1916 г. всего 110 авиадвигателей. При этом из 11-ти типов выпускавшихся какое-то время в период WWI или находившихся в производстве к ноябрю 1917 г. в России авиадвигателей - отечественной разработки были лишь два - изготовленный всего буквально в нескольких экземплярах "Руссо-Балт" мощностью 160 л.с., производство которого было прекращено, фактически по настоящему так и не начавшись осенью 1915 г. в связи с эвакуацией "Русско-Балтийского вагонного завода" из угрожаемой германскими войсками Риги, и созданный на базе иностранных моторов "Бенц" и "Аргус" - РБВЗ-6 "паспортной" мощностью в 166 л.с., но фактически в условиях реальной эксплуатации не дававший более 150 л.с. Однако и в нем применялись "критические" иностранные комплектующие (валы, котроые пришлось полулегально закупать в Швеции, авиационные свечи, шарикоподшипники), да и темп производства РБВЗ-6 не превышал 15-ти штук в месяц. Единственным авиадвигателем, почти на 100% (кроме шарикоподшипников) изготовляемым в России, был "скоммунизденный" петроградским заводом "Дека" трофейный германский двигатель "Мерседес" мощностью 100 л.с. (впоследствии - рядом последовательных модернизаций форсирован до 170 л.с.), начавший выпускаться с сентября 1916 г. Но, темп производства "Русских "Мерседесов" - тоже не превышал 15-ти двигателей в месяц...

В то же время - в середине 1917 г. Британия уже располагала в массовом производстве авиадвигателями "Роллс-Ройс" мощностью 360 л.с., Франция - "Испано-Сюиза" в 300 л.с., а США - знаменитым "Либерти" в 400 л.с., оказавшимся настолько удачным, что он применялся еще и во Второй Мировой войне (правда, уже только на на некоторых устаревших британских, канадских, советских и американских танках). Самые же мощные двигатели, выпускавшиеся в 1917 г. в России - были лицензионные V-образные 8-цилиндровые жидкостного охлаждения "Санбим" и "Испано-Сюиза" по 200 л.с. Освоение в серии 260-сильного "Рено" на петроградском заводе "Русский Рено" ("дочке" французского "Рено") - ожидалось только в 1918 г. - хотя он не был самым передовым уже и для 1917 г. Этот план показательно-красноречив в томи плане, что у Германии например - в 1918-м уже появились авиадвигатели мощностью более 500 л.с. (в частности - 530-сильный Benz Bz.VI, устанавливавшийся на тяжелом стратегическом бомбардировщике Zeppelin-Staaken R.XVI).

Всего за границей русскими Военным и Морским ведомствами было закуплено в общей сложности 4000 самолетов и 1800 авиадвигателей (исключая уже установленные на импортных самолетах). Еще некоторое небольшое пополнение составили "пленные аппараты" - захваченные невредимыми или подлежащими ремонту трофейные самолеты военной авиации Центральных Держав (Германской Империи, Австро-Венгрии, Османской Империи и Болгарского Царства).

На 1 июня 1917 г. (ст.ст.) - в русской Действующей Армии числился всего 1031 самолет (с учетом находящихся в резерве - "в авиапарках"). Для сравнения: британские RAF (Royal Air Force - Королевские Воздушные Силы) к моменту заключения перемирия 11.11.1918 г. имели в строю и резерве 22 тыс. самолетов (справочно: стандартный календарный ресурс самолета тогда составлял два года, но очень мало какой самолет этот срок в то время служил - с учетом этого обстоятельства легко себе представить объемы самолетостроения в Великобритании уже в то время).

То же было и с качеством материальной части. Весной 1914 г. - Главное Управление Генерального штаба Военного Министерства - заказало первый в Мировой Истории собственно боевой (т.е. несущий штатно предусмотренное конструкцией боевое вооружение - 37-мм "шлюпочную" морскую пушку "Гочкисс" с ручным заряжением и два 7.62-мм пулемета "Максим Русский" горно-вьючной версии на "орудийно-пулеметной площадке", а также внутренние вертикальные бомбодержатели для подвески первых в мире специализированных авиабомб массой от 10-ти русских фунтов (чуть более 4 кг; русский фунт = 409.5 гр) до 2-х пудов (32.8 кг); бомбы же массой в 5, 10 и 15 пудов - подвешивались снаружи под фюзеляжем; кроме того самолет брал на борт несколько пудов так называемых "авиационные стрел", насквозь пробивавших при сбросе с высоты в одну версту (1067 м) всадника вместе с конем и издававших при падении страшный вой, деморализовывавший солдат противника) самолет - "тактико-стратегический тяжелый разведчик-бомбардировщик-штурмовик-истребитель ПВО (против дирижаблей)" (если пользоваться современными терминами) "Илья Муромец". Из 10-ти таких машин со сроком выполнения заказа по их поставке к 15 марта 1915 г., предполагалось сформировать десять "Боевых Отрядов Воздушных Кораблей" (более известных как "боевых отряды "Илья Муромец"/БО "ИМ"), Приказ по Военному Министерству о чем был отдан в июле 1914 г. буквально за считанные дни перед вступлением Империи в войну, которой суждено было стать Первой Мировой.

Все БО "ИМ" были подчинены Полевому Генерал-Инспектору авиации и воздухоплавания Великому Князю Александру Михайловичу Романову. Предполагалось, что боевые отряды «Муромцев» будут придаваться штабам фронтов и армий. Что будут делать корабли на фронте - оставалось проблемой, и решили, что штабы совместно с командирами кораблей разберутся на местах. По штату "боевой отряд воздушных кораблей" возглавляется командиром, военным летчиком. Отряд делился на две части: летную и наземного обслуживания. Летная часть состояла из командира отряда и корабля, его помощника - военного летчика, артиллерийского офицера, механика, трех военных летчиков легких аэропланов, четырех старших мотористов, одного старшего моториста для обслуживания легких аэропланов, семи младших мотористов, двух стрелков-пулеметчиков и лаборанта-фотографа. В "часть наземного обслуживания" входили: рота аэродромного обслуживания и охраны, походная авиамастерская, походный гараж с одним легковым и двумя грузовыми автомобилями, походная фотолаборатория ("Муромцы" имели и специально для них сконструированный интегрированный в конструкцию машины авиационный фотоаппарат - и это тоже было впервые в Мире), походная метеостанция (интересно, что такой - и вообще хоть одного человека, специально ответственного за метеослужбу - не было в советских авиаполках даже в 1945-м) и походная кладовая бензина и машинного масла. Из авиационной техники на вооружении "боевого отряда" находились один воздушный корабль «Илья Муромец» с комплектом запасными частей и двигателей и три однотипных для каждого отряда легких аэроплана для "учебных надобностей" (сейчас сказали бы "тренировочных для поддержания летных навыков") и связи (также с комплектами запасных частей и запасных двигателей из расчета по одному запасному двигателю на каждый легкий аэроплан).



10 декабря (23 декабря по н.ст.) 1914 г. из укомплектованных к тому времени материальной частью БО "ИМ" - было "Высочайше Утверждено" Государем Императором Николаем II сформировать первое в Мире соединение стратегической авиации (и первое в Мире боевое авиационное соединение вообще - правда, по фактической численности летательных аппаратов и организации - "Эскадру..." - "соединением" в понимании современной военно-авиационной терминологии - считать, конечно, нельзя; а первоначально это была и вовсе скорее "отдельная эскадрилья") - знаменитую "Эскадру Воздушных Кораблей" (ЭВК).В ЭВК по штату полагалось иметь шесть отрядов по два "Муромца" в каждом - пять боевых отрядов и один учебный. Всего таким образом - 12 воздушных кораблей, из которых 10 - боевые. Но первоначально в ЭВК поступили только пять "Муромцев". Первый раз на боевое задание самолеты Эскадры вылетели 14-го (27-го ) февраля 1915 года.

Российский Императорский Флот - тоже "не пас "задних". В апреле 1915 г. он стал первым военным флотом в Мире, получившим на вооружение самолет разведки и связи конструктивного типа "летающая лодка" (М-5 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича).

Кроме того, с мая 1914 г. проходил испытания поплавковый тяжелый разведчик-бомбардировщик "Илья Муромец" ("ИМ-Б поплавковый"), остававшийся крупнейшим в Мире гидросамолетом вплоть до 1917 г.



Но...
В 1917 г. лучшие французские и итальянские серийные истребители - развивали уже скорость в 230-240 км/ч. Скорость же лучшего истребителя русской конструкции - "Сикорский-XX" (С-XX) разработанного знаменитым уже тогда создателем "Ле Гранда"/"Русского Витязя" и семейства "Ильи Муромца", будущим "великим королем вертолетов" Игорем Ивановичем Сикорским, была всего 190 км/ч. Да и эта машина была построена всего в пяти экземплярах.

А самый скоростной истребитель, производившийся к осени 1917 г. в России - лицензионный французский из знаменитого тогда семейства SPAD - имел скорость 208 км/ч.

"Илья Муромец" - тоже начал устаревать уже с 1916 г., а в 1917-м - и вовсе перестал удовлетворять возросшим требованиям. Хотя отдельные связанные с "Муромцами" достижения - все еще продолжались. В 1916 г. на вооружение ЭВК поступили "Муромцы", впервые в Мире оснащенные ЭСБР - электро[бомбо]сбрасывателями, а начиная с июля 1917 г. проходил испытания "Илья Муромец"-"летающий миноносец" - первый самолет-торпедоносец в Мире.

Были новые технические достижения в ходе Мировой войны 1914-1918 гг. и у русской гидроавиации. 24 августа 1917 г. - совершил первый полет и первый в Мире гидросамолет-торпедоносец (поплавковый), известный как ГАСН ("ГидроАэроплан Специального Назначения") или СОН ("Самолет Особого Назначения"), разработанный все тем же Григоровичем и - главным образом - Михаилом Михайловичем Шишмаревым.



Наконец, в апреле того же 1917 г. - была начата серийная постройка испытывавшейся еще с лета 1916 г. летающей лодки М-11 конструкции уже упоминавшегося Д.П. Григоровича - первой в Мире летающей лодки-специализированного истребителя (хотя уже созданная в конце 1915 г. летающая лодка М-9 имела пулемет для стрельбы вперед и могла использоваться в т.ч. и как истребитель).

Летающая лодка М-9


Летающая лодка-истребитель М-11

Но увы, до конца 1917 г., - в России было построено менее 200 единиц гидросамолетов...

Всего к октябрю 1917 г. в русском Действующем Флоте имелись:
- воздушная дивизия Балтийского моря в составе двух воздушных бригад и отряда корабельной авиации
- воздушная дивизия Черного моря (также две воздушные бригады, но дивизион корабельной авиации и плюс еще отряд дирижаблей)
Всего - 269 самолетов и несколько дирижаблей. Однако - для них только 101 летчик...

Также стоит отметить эксперименты русских и армейских и флотских "летунов" с особо мощными (по меркам авиации конечно) авиапушками. В конце 1914 - начале 1915 гг., полковник Русской Армии Гельвих создал и испытал стрельбой два оригинальных образца авиационных безоткатных пушек с инертной [противо]массой. 47-мм пушка Гельвиха (прошедшая даже летные испытания на одном из "Муромцев") была нарезная двуствольная с противоположно направленными стволами. Для ее создания Морское Министерство передало Гельвиху два тела (артиллерийских части) 47-мм корабельных пушек "Гочкисс". При выстреле боевой снаряд летел вперед, а "фиктивный снаряд" - из другого ствола назад. Стрельба велась штатными 47-мм осколочными гранатами с установленной на 8 секунд дистанционной трубкой. 76.2-мм безоткатная пушка имела короткий гладкий ствол, наглухо закрытый с казенной части. Вес ствола составил 2 пуда. Пушка заряжалась с дула на земле и могла сделать только один выстрел в воздухе. Стрельба велась картечью - точнее, прообразом того, что сейчас называют ГПЭ - "готовые поражающие элементы" - стальными цилиндрами диаметром 12.7 мм и длиной 22.9 мм. Противомассой служил сам пушечный ствол, который после выстрела летел назад, а затем спускался на автоматически раскрывающемся парашюте (кстати, это был первый автомат раскрытия парашюта в Истории). Проходила ли летные испытания 3" пушка Гелвиха - неизвестно, но во всяком случае точно известно:"Управление заведующего организацией авиационного дела в Действующей Армии" ("Авиадарм") - забраковало пушки системы Гельвиха.

Адаптированная под установку на самолет 3" (76.2-мм) "короткая" (полковая) пушка обр. 1913 г. - должна была также устанавливаться на оригинальный "полулодочный" (однопоплавковый с поплавком, переходящим без стоек непосредственно в фюзеляж) гидросамолет - флотский тяжелый стратегический разведчик-бомбардировщик-штурмовик-истребитель "цеппелинов", известный как "Морской Крейсер" или МК-1 (впоследствии войсковой индекс МК-1 уже в советское время будет присвоен ВВС РККА также тяжелому гидросамолету Андрея Николаевича Туполева АНТ-22). Но эта машина при первой же попытке взлета в ноябре 1916 г. потерпела настолько серьезную аварию, обнажившую такие просчеты и недостатки в ее конструкции, что было решено ее не восстанавливать и все дальнейшие работы по "морскому крейсеру" прекратить.

Но - вернемся к "Муромцам".

И тут опять же - количество, все то же проклятое количество... Всего с октября 1913 г. не было построено и 80-ти "Муромцев" (считая и выпущенные уже в первые месяцы 1918 г.).

С этим часто "с триумфом" сравнивают это с тем фактом, что несравненно куда более промышленно могущественная Германская Империя - построила за Первую Мировую войну всего 64 единицы четырех-, пяти- и даже шестимоторных бомбардировщиков.

Четырехмоторный тяжелый стратегический бомбардировщик Zeppelin-Staaken R.VI


Пятимоторный тяжелый стратегический бомбардировщик Zeppelin-Staaken R.XV


Шестимоторный тяжелый стратегический бомбардировщик Zeppelin-Staaken VGO.III (R.III)


Но Германия только за 1916-1917 гг. - построила также 1054 двухмоторных бомбардировщика, вполне сравнимых с "ИМ" по тактико-техническим характеристикам, ибо моторы их были гораздо мощнее, а аэродинамика - совершеннее. И кроме того - Германия построила тогда еще трехзначное число дирижаблей - одних только знаменитых "цеппелинов" на заводах компании графа Цеппелина было в 1914-1918 гг. построено 92 единицы. "Цеппелины" весьма успешно выполнявших роль тяжелых стратегических бомбардировщиков (в т.ч. и высотных - по меркам того времени конечно - их последние образцы военных лет поднимались с полным грузом бомб (до 2000 кг бомб калибром до 300 кг) на высоту до 6000 м и даже более).

И так далее. Короче говоря - Российская Империя, вступив в Первую Мировую войну одной из самых передовых авиационных держав - отставала в этой сфере к февралю 1917 г. и от своих главных противников, и от своих главных союзников просто катастрофически. И никакие "происки и прочий саботажЪ революцЬЁнеровЪ" - тут были не при чем - Февральская Революция начала негативно влиять на экономику России только с мая 1917 г. (на апрель 1917-го приходится исторический месячный пик промышленного производства в России "дооктябрьского" периода ее истории). Реальная причина этого отставания была именно та, о которой писали и говорили большевики и советская историческая наука - общая экономико-финансовая и конкретно промышленная и технологическая слабость дореволюционной России. Особенно - в сфере машиностроения. Вот такую "авиационную Россию" - мы и "потеряли" в результате двух последовательных Революций 1917-го года...

Этот же материал на моем Яндекс.Дзен-Канале

Мой Канал в Яндекс.Дзен

Tags: wwi, Антанта, ВВС, ВВФ, ВМС, ВМФ, Григорович, Илья Муромец, РСФСР, РФ, Российская Федерация, Российская империя, Российская республика, Россия, Сикорский, Советская Россия, УВВФ, Центральные державы, ЭВК, авиабомб, авиабомба, авиабомбы, авиапушка, авиапушки, авиационная бомба, авиационная пушка, авиационные бомбы, авиационные пулеметы, авиационные пушки, авиационный пулемет, авиация, авиация в WWI, авиация в Первой мировой войне, аэронавтика, бомбардировщик, военная история, военно-воздушные силы, военно-воздушный флот, военно-морские силы, военно-морской флот, военный флот, воздухоплавание, воздушные силы, воздушный флот, война, вооружение, гидросамолет, дальняя авиация, империалистическая война, история, история авиации, летающая лодка, морские силы, оружие, первая мировая война, стратегическая авиация, торпедоносец, флот, царизм, эскадра воздушных кораблей
Subscribe

promo zementbomber november 4, 12:59
Buy for 10 tokens
Промо-блок этого Блога - еще свободен. Пока что)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments