zementbomber (zementbomber) wrote,
zementbomber
zementbomber

Categories:

Призраки Люфтваффе



Речь пойдет о различных типах немецких самолетов, с которыми, якобы, в годы Великой Отечественной вели (но в реальности - не могли их вести) воздушные бои советские летчики и которые сбивали в 1941-1945 гг. советские зенитчики.

Традиционно считается, что советская стратегическая агентурная разведка (1-е Управление НКГБ, РУ Генштаба РККА, РУ Главного штаба Рабоче-Крестьянского ВМФ) - знала о Рейхе, его военной машине и стратегических и оперативных планах если не совсем все - то уж - во всяком случае - почти все. На деле - советские разведчики не смогли даже вскрыть дату нападения Германии на Союз ССР. Не лучше обстояло дело и с разведкой военно-технической - ее сведения зачастую содержали совершенно фантастические данные. Но о мифических "90-тонных танках" не менее мифических "тяжелых танковых дивизий" Панцерваффе, которыми РУ Генштаба РККА стращало военное и политическое руководство страны и войска в канун 22 июня - как-нибудь в другой раз. А сейчас - только о самолетах.

Пожалуй, самый популярный на Восточном фронте "самолет-призрак", который с самого начала войны советские летчики и зенитчики встречали и записывали на свои счета сбитым во вполне "товарных количествах" - это He.113. Впервые победа над ним была засчитана летчикам 401-го ИАП (кстати - "полка асов") уже 03.07.1941 г. Далее такие «Хейнкели» регулярно присутствуют в отчетных документах о боевой работе штабов советских авиационных и зенитно-артиллерийских соединений и частей и в разведсводках вплоть до осени 1943-го, а отдельные случаи - встречаются и еще позже. Последний "He.113", по опубликованным в настоящее время данным, был "сбит" летчиком 92-го ИАП мл. лейтенантом Гревцовым, летавшим на Ла-5ФН, аж 20.10.1944 г.!

В роли "сто тринадцатого" выступал истребитель Hе.100. Он имел довольно редкую крыльевую испарительную систему охлаждения двигателя (впервые практически воплощенную, кстати, в Союзе ССР), выпущен был небольшой партией сугубо для испытаний и на вооружение не принят. "Сотка" была известна в Советском Союзе. С ней произошла интересная история, достойная того, чтобы войти в учебники. Советская закупочная комиссия. командированная в германию осенью 1939-го, изначально сильно усомнилась, что это серийный самолет. И решила проверить сей факт очень простым - хотя и дорогостоящим - способом: заказав аж десять истребителей данного типа и еще - до кучи - 30 запасных моторов к ним. Но не на тех напали. Немцы - тоже не будь дураками - организовали выпуск партии He.100 специально "для русских".) По итогу - в ВВС РККА и ВВС Рабоче-Крестьянского ВМФ - еще и в 1943-м, уже после Курской Битвы, были свято убеждены, что He.113 состоит на вооружении Люфтваффе. С датированными 1943-м рекомендациями штаба ВВС РККА - "как лучше победить "113-го" можно ознакомится, например, здесь:

ТАКТИКА ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ. Воздушный бой с истребителями. Особенности боя с ними.

Дополнительный эффект в такой убежденности дало то, что перед вторжением в Бенилюкс и Францию в мае 1940 г. - в Рейхе была организована кампания (блестящая надо сказать) по дезинформации разведок противника, для чего использовались и 9 экземпляров He.100D-1 из "информационной партии" . Для подтверждения того, что самолет на вооружении Люфтваффе, их фото и киносъемки на разных аэродромах с эмблемами различных (тоже несуществующих) истребительных эскадр и отметками о воздушных победах на фюзеляжах - очень широко демонстрировались.

К началу Великой Отечественной войны - "дневной и ночной одномоторный истребитель Хе-113", присутствовал во всех советских авиационных справочниках, его силуэт изучали зенитчики. Интересно, что чтобы "не огорчать "сталинских соколов" - скоростные и (в меньшей степени) высотные характеристики He.100 aka He.113 - в советских документах были сильно занижены. Так, максимальная скорость машины указывалась в 640-650 км/ч, хотя на испытаниях в НИИ ВВС РККА - "сотый" показал более 680 км/ч.

По фото:





- легко заметить, что этот истребитель Хейнкеля был совершенно не похож ни на одну модификацию Bf.109, их трудно перепутать даже на пределе видимости. И тем не менее - "сбивали" их регулярно. Впрочем, в очень маленькой количестве, - внешне (но не по характеристикам) похожая на "Хе-113" машина - против СССР все же применялась. Это был истребитель Хейнкеля же He.112, 30 шт. которых были закуплены румынским военным министерством для Королевских Румынских Воздушных Сил.

Также стоит отметить, что реальному Hе.100 таки довелось повоевать. Все вооруженные Не.100 были сведены в отдельную истребительную эскадрилью и поставлены на ПВО завода компании Heinkel Flugzeugwerke в Ростоке. На завод, ими прикрываемый, было три массированных налета. Так что эскадрилья с вероятностью почти 100% - участвовала в боях. Но достигнутые ею боевые результаты - неизвестны (автору - ничего не встречалось об этом по крайней мере). Кроме того факта, что завод защитить не удалось - его авиация Союзников буквально сравняла с землей.

Ме-115. В "Спецсообщении Разведывательного Управления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооруженных сил Германии и изменениях в их состоянии" от 11.03.1941 г. - содержится, среди прочего, следующая информация:: "Самолеты, находящиеся в опытном строительстве … Одноместный истребитель "Мессершмитт" Ме-115, с мотором "Даймлер-Бенц" ДВ-603 мощностью 1500–1700 л.с."

Видимо, при появлении на фронте незнакомого самолета (а о Bf.109F советская разведка ничего не знала - хотя не менее, чем около половины брошенных против Союза ССР в июне 1941-го немецких одномоторных истребителей, относились уже к этой серии модификаций. значительно превосходившей машины вариантов Bf.109E) - на фронте сочли, что перед ними - уже внедренная в серию и поступившая в строй разработка (тем более, что 109F и визуально заметно отличался от 109E). С первых же месяцев Великой Отечественной - "Ме-115" достаточно прочно (хотя и не в таких количествах, как "Хе-113") обосновался на страницах боевых документов. Первым Ме-115, засчитанным как сбитый советскому летчику-истребителю, стал самолет, якобы сбитый 29.08.1941 в районе Ленинграда ст. лейтенантом Тарасовым из 15-го ИАП. Исчез Ме-115 из боевых документов раньше, чем He.113 - последний "сбитый" самолет такого типа зафиксирован 09.06.1942 г.

Любопытно, что уже в 1943 году - в январском номере известнейшего британского авиационного журнала Flight - была опубликована статья с описанием и изображением истребителя Ме.115. По тогдашним британским данным, машина создавалась под "спаренный в затылок" двигатель DB.606 и внешне очень сильно отличалась от всех других истребителей Мессершмитта.

FW-57. Откуда взялась информация о наличии этого типа в Люфтваффе - непонятно. В справочниках и таблицах - ТТХ и силуэтов этой машины нет. Тяжелый двухмоторный истребитель Фокке-Вульф FW.57 впервые взлетел весной 1936 г., существовал лишь в виде трех прототипов, не состоял на вооружении и никогда не участвовал в боях. Однако именно ФВ-57 был, согласно документам, уничтожен группой летчиков 170-го ИАП 25.06.1941 в районе города Лепель. С чем перепутали его, можно лишь гадать...

FW-187. Этот тип фигурирует в качестве соперника советских летчиков значительно реже. Но встречается регулярно на протяжении всей войны всех на участках фронта, где немцами и их союзниками применялись двухмоторные самолеты.

Тяжелый истребитель Фокке-Вульф FW.187 Falke - в природе действительно существовал. Было построено "целых" шесть прототипов и три экземпляра информационной партии, но ни на каких фронтах FW. 187, естественно, не воевали. Аналогично ситуации с He.100, все FW.187 были сведены в отдельную ночную эскадрилью. и поставлены на ПВО завода "Фокке-Вульф" в Бремене. А чтобы ввести в заблуждение разведки противников, летом 1940 года рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды стало рекламировать машину в прессе в качестве нового тяжелого истребителя. В результате - в Союзе ССР накануне войны - боевые авиачасти получили справочники и таблицы, где FW.187 фигурировал как один из основных двухмоторных истребителей Люфтваффе.





FW-198. В 1940 г. британская пресса начала усердно муссировать слух о новом немецком истребителе Фокке-Вульф FW.198 двухбалочной компоновки с одним двигателем и толкающим винтом, расположенным в задней части короткого фюзеляжа внутри "рамы". В печати появились иллюстрации и даже чертежи новой машины:

В реальности - FW.198 не существовало. Иллюстрации и схемы с разной степенью достоверности представляли нидерландский недостроенный De Schelde S.21, захваченный немцами при оккупации Нидерландов в мае 1940 г. Аппарат был доставлен в Германию и, судя по всему, использовался только для наземных тестов. Вероятно, Рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды (ведомство доктора Геббельса) и в этом случае организовало очередную "дезу". А после появления соответствующей информации в британской печати - все шло уже "по накатанной". И самолет, никогда даже не летавший, украсил служебную литературу, предназначенную для советских летчиков и зенитчиков.

Легко догадаться, что за мифический FW.198 советские летчики принимали знаменитые "рамы" FW.188/89 – также двухбалочные машины, хотя и двухмоторные и с тянущими винтами. Хотя может показаться странным, что при наличии в справочниках силуэтов настоящего FW.189 - летчики так ошибались. Впрочем, известны, неоднократные случаи. когда летчики 9и совсем не только советские) - не сумели даже правильно сосчитать число моторов у атакованного ими противника. Причем - такое бывало даже и в условиях отличной видимости. Есть также предположение, что экипажи "рам", опознанных как "ФВ-198", вели себя более агрессивно, "по-истребительному", чем характерно для "нормального" разведчика-корректировщика - но об этом мы уже, конечно, никогда не узнаем...



Do-29. Как ни странно, несмотря на наличие этой машины в справочниках, единственная "победа" над Do.29 случилась только 25.05.1944 г., когда его заявил сбитым летчик 591-го ИАП ИА ПВО страны мл. лейтенант Кухианидзе.



В реальности - ни перед Второй Мировой войной, ни после ее начала - у "Дорнье" не существовало ни летавшего - пусть хотя бы опытного - Do.29, ни даже проекта с таким индексом. Такой самолет, экспериментальный турбовинтовой ЛА ультракоротких взлета и посадки с частично поворотной силовой установкой - появился только много позже - уже в 1958 г. Вот как он выглядел:



Можно встретить утверждение, что "хотя Do.29 действительно остался лишь в виде чертежей, проект тяжелого многоцелевого истребителя с таким индексом - все же существовал". В Сети при желании можно даже найти его "чертежи". Но они - много позднейший фейк.

Do-19. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Дорнье Do.19 был одним из двух типов опытных самолетов, построенных в рамках программы "Уралбомбер". Существовал в одном-единственном экземпляре, совершил первый полет в 1936-м и серийно не строился. В 1939 г. единственный прототип - Do.19V-1 - был переделан в транспортник и даже короткое время использовался во время Польской кампании Вермахта. На Восточном фронте его не было. И тем не менее - 24.08.1941 г. парой И-153 из 192-го ИАП такая машина была "сбита" в районе деревни Рябово (ныне - одноименный пгт) Ленинградской обл. Что за машину приняли за несостоявшийся "Уральский бомбардировщик" советские летчики? - так и осталось загадкой... Кстати, стоит отметить, что сама "программа "Уралбомбер" - была не чем иным. как искусной дезинформацией. Вполне реально создававшиеся в ее рамках тяжелые бомбардировщики - с территории Рейха в его тогдашних границах - наносить бомбовые удары по Уральскому промышленному району СССР не могли - им просто не хватало для этого дальности. Истинным предназначением Do.19 и конкурировавшего с ним Ju.89 - было "стратегическое бомбардировочное наступление на Западе" - против Франции и Британских о-вов.

Do.19 в представлении РУ ГШ РККА и ГУ ВВС КА:


Do.19:


Ju.89:


Этот же материал на моем Яндекс.Дзен-Канале

Мой Канал в Яндекс.Дзен

Tags: wwii, ВВС, ВОВ, Великая Отечественная, КА, Красная Армия, Люфтваффе, РККА, Рабоче-Крестьянская Красная Армия, авиация, армия, вторая мировая, дезинформация, история, не во всем можно верить разведке, разведка
Subscribe

promo zementbomber november 4, 12:59
Buy for 10 tokens
Промо-блок этого Блога - еще свободен. Пока что)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments