zementbomber (zementbomber) wrote,
zementbomber
zementbomber

ЗАДАЧИ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ ЗА ДОНБАСС: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Актуальные вопросы общегосударственного административного руководства войной – непопулярные соображения

В свое время автор этих строк категорически высказывался за то, что Донбасс должен быть удержан Украиной любой ценой. И сейчас, спустя два года спустя после соответствующих публикаций я никоим образом не отказываюсь от этой точки зрения. Однако, специфика происходящих событий заставляет в нынешних условиях делать существенную оговорку к ранее сказанному. А именно, речь идет только и исключительно о реальном удержании в составе Украины ныне мятежных территорий Донецкой и Луганской областей. Предлагаемая же в рамках т.н. «Минского процесса» лишь номинальное нахождение в составе Украины этих территорий (да еще и с возможностью при этом влияния контролирующих их сил на общеукраинские внутриполитические процессы), а равно и «молдавский сценарий» (часто именуемый также «приднестровским сценарием») развития событий, с точки зрения подлинных (и жизненно важных!) национальных интересов Украины стране не только не нужен, но даже и однозначно вреден.

При этом мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что: а) по крайней мере нынешний этап Войны за Донбасс безусловно нами проигран и фактически и формально, причем «переиграть» его военно-политические результаты политико-дипломатическим путем совершенно невозможно ни сейчас, ни в будущем – даже отдаленном; б) следовательно, для установления действительного контроля Украины над Донбассом нужна новая война – причем с целью минимизации возможности открытого, прямого и масштабного военного вмешательства в конфликт Российской Федерации таковая война должна (1) вестись молниеносно и (2; что еще важнее) вестись «на сокрушение»: способами и средствами, обеспечивающими почти немедленный слом воли мятежных территорий к сопротивлению. Нужно (еще раз повторю) ясно понимать, когда российская пропаганда утверждает, что «насадить новоукраинские порядки в Донбассе можно только если хунта выжжет этот край каленым железом» («Известия»), то за исключением того единственного обстоятельства, что центральная власть в Киеве – вовсе не «хунта», а законное, демократически избранное и международно признанное (в том числе, кстати, и Россией) правительство – эти российские пропагандисты говорят абсолютную правду: мы действительно должны быть готовы «выжечь Донбасс каленым железом». И не просто готовы, а сделать это - когда придет время. Если же мы (и правительство – в широком смысле: Президент + Кабинет Министров + Парламент; и нация) считаем для себя это невозможным не только прямо сейчас (что еще можно понять), но и в будущем, тогда для нас же лучше то, что именуется неудобоваримой аббревиатурой ОРДЛО, «отпустить ко всем чертям и на все четыре стороны». В том числе и в международно-правовом аспекте этого самого «отпустить».

Что касается точки зрения автора на этот вопрос, то он полагает, что восстановление территориальной целостности Украины (причем речь не только об ОРДЛО, но и об Крымском полуострове; впрочем второе – это следующий, намного более сложный этап, и следующая война) важнее решительно всего – включая становящийся все более призрачным «европейский выбор». На ближайшие годы национальной идеей Украины должна стать не «европейская мечта», а национальный реванш - подобно тому, как национальный реванш стал национальной идеей французской нации после 1871-го года. Но к этому национальному реваншу надо упорно и планомерно готовиться – на моральном, информационном, политическом, экономическом и конечно военном уровнях.

Касательно последнего: пауза в виде «холодного (пусть и с частыми «горячими» рецидивами») мира» должна быть использована для коренной реорганизации организационно-штатной структуры всех Вооруженных Сил (ВС) Украины (именно всех, а не только тех их компонентов, которые ныне входят в состав «официальных» национальных ВС) и органов государственного управления ими. Тема оптимальной организационно-штатной структуры (ОШС) ВС (прежде всего национальных Сухопутных Войск (СВ)) – также отдельный - большой, сложный и остродискуссионный - разговор, которого здесь автор, с позволения Читателя, тоже касаться не будет (хотя бы по соображениям объема статьи). Замечу лишь, что ОШС СВ, даже если использовать для ее насыщения только уже располагаемые вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ), устарела (либо с первого же момента введения в нее соответствующего звена абсолютно не отвечала требованиям) полностью и на всех уровнях: от механизированного отделения до оперативных командований и «видового» командования СВ. А вот на организации общегосударственного административного руководства войной, полагаю, следует остановиться все же поподробнее.

Прежде всего, «перезагрузки» требует само понятие «Вооруженные Силы Украины». По глубокому убеждению автора, национальные ВС должны включать в себя: собственно то, что сейчас называют «ВСУ», т.е. Силы Обороны (в составе: трехкомпонентных Наземных Сил Обороны, т.е. Армии Украины – комплектуемых на смешанной (призыв+контракт) основе регулярных СВ, Сил территориальной обороны – добровольческих территориальных СВ - и Сил местной обороны («хоум гард/ландштурма/хемверна по-украински» - вооруженного легким и средним оружием добровольческого же национального территориального ополчения)); Морских и речных Сил Обороны (нынешние ВМС); Воздушных Сил Обороны (нынешние Воздушные Силы), а также Железнодорожных Войск - в которые снова следует реорганизовать нынешнюю Государственную специальную службу транспорта Украины), военизированных Сил внутренней безопасности (Национальной Гвардии и военизированных частей Национальной полиции), Сил охраны границ (сухопутной Пограничной Охраны и Береговой Охраны – причем последняя должна включать в себя не только морской и речной, но и наземный (контроля непосредственно береговой черты) компоненты) и Сил гражданской защиты (ядром которых должны стать Войска Гражданской Обороны - их следует в возможно более короткие сроки возродить - как организационно-штатную структуру, оптимизированную именно для выполнения задач гражданской защиты при ведении территориально-масштабных и интенсивных боевых действий).

При этом общегосударственным органам административного управления всеми этими составляющими «расширенных» национальных ВС должно стать Министерство Вооруженных Сил Украины (Министерство ВС), которое следует освободить от всех иных забот по обеспечению деятельности ВС, кроме административных, связанных с комплектованием, выработкой технических заданий на ВВСТ, ракеты и боеприпасы и некоторых других. Для того же, чтобы учесть значительную специфику деятельности Сил внутренней безопасности, Сил охраны границ и Сил гражданской защиты - Министерство ВС Украины должно осуществлять административное руководство ими через пользующиеся значительной «автономией» профильные Государственные департаменты при Министерстве ВС. При этом, что касается Государственного департамента [военизированных] Сил внутренней безопасности, то подчиненные ему военизированные части Национальной полиции должны, как правило, находиться в оперативном подчинении национального МВД, а Национальная Гвардия – опять же, как правило, т.е. с допущением и исключений в определенных случаях, находиться в подчинении Министерства ВС – как инструмент, ответственный за противодействие хоть и преимущественно внутренним, но вооруженным, а главное – широкомасштабным и организованным (т.е. военного характера) угрозам национальной безопасности.

Что же касается снабжения национальных ВС потребными им ВВСТ, ракетами и боеприпасами, а также ведения соответствующих НИОКР, то эти функции должно взять на себя Министерство вооружения и боеприпасов. Ибо представляется, что оборонной промышленностью должна руководить не коммерческая – пусть даже и государственная – структура, коей в настоящее время является госконцерн «Укроборонпром» (находящийся к тому же и «вне министерств» и даже фактически вне правительственной вертикали исполнительной власти вообще), а орган государственной власти и управления «первого уровня». В ведение Министерства вооружения и боеприпасов следует передать хозяйствующие субъекты (вне зависимости от форм их собственности), а также некоммерческие организации, удельный вес профильного Государственного оборонного заказа (в расширенном - сообразно расширенному пониманию состава национальных ВС - понимании термина ГОЗ) в деятельности каковых составляет не менее 30% от производимых ими продукции, работ и услуг (в финансовом исчислении).

Удовлетворение же потребностей Министерства ВС в предметах снабжения, не относящихся к функциональной номенклатуре Министерства вооружения и боеприпасов (продовольствие, медикаменты, предметы вещевого довольствия, ГСМ и пр.) следует возложить на отдельное Министерство военного снабжения. Наконец, представляется, что в наших условиях был бы весьма полезным также учет американского и особенного - британского опыта времен Второй Мировой, показавший значительную пользу создания государственного органа, специально ответственного за экономическую войну с противником – Министерства экономической войны. Координировать же усилия вышеперечисленных четырех ведомств (Министерство Вооруженных Сил с подчиненными ему Государственными департаментами, Министерство вооружения и боеприпасов, Министерство военного снабжения и Министерство экономической войны) должен председатель Правительственного Комитета (организацию таковых комитетов – а предлагаемый к созданию Комитет должен быть не единственным - в национальном Кабинете Министров в бытность Премьер-Министром Украины г-жи Тимошенко однозначно следует признать весьма продуктивной идеей – вне зависимости от того, как оценивать Юлию Владимировну и на личном уровне и как политическую фигуру; впрочем – межминистерские Правительственные Комитеты – это тоже «административная калька»: и опять с британского опыта - весьма давнего, вполне успешного и используемого «на исторической родине» и поныне) по делам обороны. В который должны войти четыре соответствующих министра в качестве членов (причем на Министра ВС Украины следует возложить также функции заместителя председателя упомянутого Комитета), а возглавить его - председатель в ранге Вице-Премьер-Министра. Рабочим же аппаратом последнего должностного лица следует сделать (здесь автор снова сошлется на британский опыт времен Второй Мировой войны) Министерство координации национальной обороны, «первым лицом» какового указанный Вице-Премьер одновременно должен являться.

Наконец, также следует существенным образом изменить статус и содержание деятельности СНБО. И речь, конечно, не столько о том, чтобы убрать из его названия тавталогичное «и обороны» (национальная оборона один из частных аспектов национальной безопасности, поэтому формулировка «национальной безопасности и обороны» примерно соответствует по «глубине» смысловой нагрузки фразе «сыра и голландского сыра»). СНБ не должен принимать никаких «решений» (даже вводимых в действие Указами Президента), а быть исключительно консультативным и координирующим органом при главе государства – причем с упором именно на первый из этих двух пунктов. Руководить же его аппаратом должен не находящийся в непонятно каком административно-политическом статусе Секретарь СНБО, а (по совместительству) помощник Президента Украины по национальной безопасности (по должности являющийся также членом СНБ).

Разумеется, реформа общегосударственного административного управления национальной обороной Украины – не только не единственное, но и абсолютно недостаточное условие «пацификации» Донбасса. Для этого необходим целый комплекс мер во всех значимых областях государственной и общественной жизни страны (о чем, впрочем, уже кратко упоминалось выше). Но тем не менее – кардинальная реформа военно-административного управления является одним из необходимых условий успеха. И неизбежная в уже недалеком будущем политическая, кадровая и организационная «перезагрузка» Кабинета Министров Украины станет хорошим шансом для начала движения к реализации этого условия. Во всяком случае – очень хочется надеяться на это.
Tags: Война на Донбассе, ДНР, Донбасс, ЛНР, Украина, война, вооруженный конфликт на востоке Украины, реформа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments